С начала года во многих пользующихся популярностью оффшорных зонах были приняты законы, требующие от компаний обеспечения реального присутствие в них.
Таким образом стало недоступным одно из ключевых преимущество офшорного бизнеса – перевод доходов компаниям, не имеющим офиса и сотрудников. Отныне обязательно иметь адекватные деятельности компании помещения, а также работников соответствующей квалификации, и все это на территории рассматриваемой юрисдикции. Кроме того, должны присутствовать характерные конкретному бизнесу расходы. Однако на данный момент не уточняется каким образом будет оцениваться адекватность расходов какому-либо бизнесу. Не все утвержденные законопроекты широко обсуждались на публике, а потому их принятие было встречено с большим удивлением. Общественность ждет дополнительных комментариев, касающихся столь серьезных ограничений.
Новые требования уже утвердили Белиз, Британские Виргинские острова, Багамские и Каймановы острова, Бермуды, Сейшелы, Маврикий, Сент-Винсент и Гренадины, острова Мэн, Гернси и Джерси. Есть информация о том, что вскоре список пополнят Объединенные Арабские Эмираты и другие юрисдикции с низкими налогами.
Так на Британских Виргинских островах крайним сроком исполнения требований об обеспечении substance для действующих компании обозначено 30 июня 2019 года. Новые же компании проходят регистрацию исключительно в соответствии с принятым законодательством. Предусмотренный за его невыполнение штраф равен 5 000 $. В случае, если компания так и не выполняет требования, она может быть исключена из реестра, предусмотрена и уголовная ответственность. Стоит заметить, что по сведениям Росфинмониторинга российские чиновники владеют более чем 4 тысячами офшорных компаний.
Правила, принятые в указанных выше юрисдикциях, мало чем отличаются. Это неудивительно, поскольку их основой послужили требования, выдвинутые Евросоюзом в конце 2017 года. ЕС грозил записать в свой «черный список» (куда на тот момент уже входило 13 юрисдикций) те государства и территории, где система взимания налогов останется непрозрачной. Об этом, презентуя план борьбы с уходом от налогообложения (BEPS), заявлял в 2013 году генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа. За это время BEPS принес пользу национальным бюджетам многих стран в виде 93 миллиардов евро.
В комфортных безналоговых условиях бизнес существовал несколько десятков лет. Специалисты Копенгагенского и Калифорнийского университетов подсчитали, что в одном только 2015 году всевозможные офшоры привлекли около 40% дохода международных корпораций. Деньги перетекают в офшоры при помощи транзитных государств путем использования договоров об избежании двойного налогообложения. По мнению ЦБ РФ, главной транзитной страной является Кипр. Так за 2017 год он получил из России 58% прямых инвестиций, а вернулось 30%.
Настал момент, когда спрятать прибыль в офшорах уже не получится. Налажен автоматический обмен налоговой информацией. Кроме того, привычной стала банковская практика запрашивать информацию о происхождении капитала. В России работают правила о контролируемых иностранных компаниях и фактическом получателе прибыли.
Опасаясь внесения в «черный список» ЕС, власти государств и территорий, получивших такое предупреждение, взяли на себя ответственность изменить законодательство до истечения 2018 года. Большая их часть с этим справилась. ЦБ РФ сообщает, что за 2017 год из нашей страны в данные юрисдикции было переведено 11% прямых инвестиций, вернулось 29%.
Что делать со своим офшором?
Необходимо принять решение: нести дополнительные издержки для создания реального присутствия на прежнем месте либо выбрать иную юрисдикцию. Популярными для этих целей в настоящий момент являются Швейцария, Люксембург, Сингапур и Кипр.
По мнению многих, освободившаяся ниша будет занята ОАЭ. Там активно появляются новые свободные зоны с лицензией для компаний, ведущих международную деятельность, имеется отличная инфраструктура, отсутствует корпоративный налог. Для офиса нужен свой персонал, однако, рабочие визы не являются проблемой.
Популярностью также пользуются европейские государства с невысокой налоговой нагрузкой Это Болгария, Венгрия и Грузия. Некоторые обращают внимание на Ирландию.