– Международные правовые услуги
Более 10000 довольных клиентов с 2003 года
– Прямой регистратор
Москва
Санкт-Петербург

Вопросы и ответы об оффшорах

1. Действительно ли данные о любой британской фирме можно найти в интернете? Соответствует ли действительности информация о том, что Британия собирается создавать реестр бенефициаров своих компаний? Можно ли будет использовать такую информацию против российских собственников британских фирм?

Базовые данные о компании, зарегистрированной в Англии, действительно можно найти в сети интернет, и доступ к ним свободен. Однако некоторая информация станет доступной лишь при оплате соответствующей услуги. Английское правительство действительно заявляло о своем желании разместить в сети электронный перечень компаний, доступный всем желающим на бесплатной основе. Если подобное намерение будет реализовано, Англия станет первым государством, помещающим подобные реестры в открытый доступ (при этом в перечнях содержатся не только базовые сведения о компании, но и данные о ее отчетности, структурных изменениях, наличии залоговых обязательств). Услуги, подразумевающие предоставление соответствующих сведений в электронном виде также не потребуют оплаты (в настоящий момент просмотр подобной информации стоит один фунт за один документ). Изменения в законодательство, устанавливающие описанную выше процедуру, вступят в силу во втором квартале 2015 года.

В отношении создания перечня бенефициаров стоит отметить следующее. Английское правительство действительно инициировало законопроект, предусматривающий создание перечня (реестра) владельцев трастов и фирм. Однако анонсируемое публично намерение создать открытый перечень бенефициаров в конечном проекте было изменено на намерение создать перечень лиц, контролирующих или оказывающих влияние на фирму или траст (при этом законодатель отметил, что конкретное и исчерпывающее наименование указанного перечня предоставит позже).

Кроме того, даже при реализации намерения законодателя возложить на фирмы обязанности по ведению внутренних перечней лиц, контролирующих коммерческую структуру, законопроект не устанавливает обязанности помещения указанных перечней в публичный доступ. Получить подобные сведения можно будет исключительно на основании судебного решения.

Законопроект также запрещает акции на предъявителя и корпоративных руководителей (теперь все директора фирм должны являться лицами физическими).

Обсуждение проекта закона планируется начать осенью, следовательно, в ближайшее время мы сможем располагать более полной информацией о его положениях.

2. Серьезность противороссийских санкций все увеличивается. Что повлечет за собой запрет использования Swift для российских банковских структур?

В случае введения запрета на применение , все платежи, осуществляемые в валюте между российскими и заграничными банками, заморозятся.

Система Свифт, обеспечивающая передачу 1,8 миллиарда сообщений за один год, включает в себя более десяти тысяч банковских и финансовых структур, объединяя 210 государств мира.

Только в нашей стране в системе участвуют более шестисот структур (включая самые крупные банки, в том числе и Банк России). Работа Свифт в России осуществляется посредством отдельной структуры (Россвифт).

Если система будет отключена, российские банковские учреждения не смогут управлять своими корреспондентскими счетами за границей. Не смогут банки выполнять и платежи внутри России. Исчезновение Свифт станет огромной проблемой для всех участников финансовой отрасли. Главной сложностью станет выполнение двусторонних сообщений для осуществления платежей, как за границу, так и в России, поскольку отключение сообщений подразумевает фактическую невозможность отправки и принятия денежных средств.

Сначала станут проблемными платежи в валюте, сведения о которых передаются через Свифт (рублевые платежи подразумевают использование системы Банка России).

Источник, приближенный к Свифт, рассказывает, что соглашение о пользовании Свифт, заключаемое с банками, во всех случаях содержит положения, регулирующие работу в случае отключения системы. В большинстве ситуаций предполагается использование факсимильной связи, и, следовательно, отключение системы можно сравнить с пропажей сотовой связи – безусловно, можно подключить городской телефон или придумать иные способы для общения, но в общем и целом ситуация будет крайне некомфортной.

Однако международные специалисты находят невысокой вероятность отключения Свифт. Вводящие санкции государства предусматривают подобную меру в качестве крайней, и сегодня не рассматривают ее как реальную.

По мнению экспертов, Свифт, являющийся частной компанией, не может быть ограничен в своих правах ведения бизнеса, однако несет при этом обязателство согласовывания своих действий с ЕС (Свифт зарегистрирован в Бельгии, и, следовательно, должен соблюдать законодательство этой страны).

Банк России тем временем думает о создании системы, аналогичной Свифт – ведь угроза отмены Свифт возникла после блокировки операций в некоторых банках России системами MasterCard и Виза, осуществленной после включения банковских учреждений России в американские списки санкций.

Стоит напомнить, что письмо, содержащее соответствующие рекомендации и ссылающееся на необходимость гарантий национальной безопасности экономики, участники финансового рынка России получили в начале августа после введения санкционных мер в отношении российских банковских структур.

Сведения, которыми российские банковские учреждения обмениваются через Свифт, открыты и зарубежным контрагентам, что вполне может повлечь значительные затруднения (например, при осуществлении операций, в которых заинтересованы компании, попавшие под санкционные меры Америки и ЕС).

Чаще всего осуществление долларовых платежей между контрагентами из России осуществляется на основании корсчета, открытого в банке США, и, поскольку сегодня в Америке введен запрет на сотрудничество с компаниями – участниками санкционных списков, банк имеет право заблокировать не только саму платежную операцию, но и открытый счет.

Весной можно было предполагать, что поправки в законодательство о национальной платежной системе, принятые российской Думой, повлекут за собой новый порядок применения системы Свифт в России. Однако на сегодняшний день ни о создании национальной платежной системы, ни о гарантиях бесперебойности банковских расчетов на государственном уровне не упоминается. При этом, по мнению специалистов, реальной замены для Свифт нет, а законодательные изменения никоим образом не смогут стать настоящими рычагами влияния на международное финансовое функционирование.

Напомним, что отключение Свифт уже применялось межгосударственным сообществом в качестве способа воздействия на Иран. Весной 2012 года система перестала работать в некоторых банках Ирана, и, кроме того, другим иранским финансовым учреждениям тоже было вынесено предупреждение о возможном отключения.

Подводя итоги сказанному, отметим, что сложившаяся ситуация, вероятно, приведет к увеличению числа российских предпринимателей, стремящихся создать зарубежную фирму или зарегистрировать компанию в оффшоре, открывая счета для своих коммерческих структур за рубежом.

3. Как можно охарактеризовать отношение Америки и стран ЕС к оффшорам?

Отношение Америки и лидирующих стран Европейского Союза к оффшорам является негативным по следующим основаниям.

Многие страны устанавливают свои налоговые нормы так, чтобы можно было обладать большей частью доходов для роста и развития государства. Оффшорные зоны, наоборот, являются местами реальных налоговых свобод и характеризуются постоянным притоком предпринимателей. Следовательно, государства, использующие классическое налоговое право, рискуют потерять предполагаемые доходы от плательщиков налогов. Безусловно, такая ситуация объясняет негативное отношение многих стран к оффшорам и принятие государствами мер для отвлечения бизнеса от оффшорных льгот.

Особенной активностью в направлении негативизации оффшоров отличается компания ОЭСР. Периодические встречи, проводимые на территории лидирующих мировых государств, позволяют обновить так называемые «черные списки» оффшорных зон. Ежегодно перечни «черных» оффшоров лишь увеличиваются, и, следовательно, появляются новые государства, которым не разрешается вести бизнес на территории противников оффшорных зон.

Сначала в указанные перечни были включены страны, отказавшиеся от работы с государствами-участниками ОЭСР, и сохраняющие тайну сведений о собственнике бизнеса, его акционерах и счетах. Безусловно, такой подход делает государство весьма заманчивым для ведения бизнеса, но очень некомфортным для участников ОЭСР. Конечно, отказ от работы с ОЭСР повлек за собой и некоторые неудобства, но большая часть предпринимателей соглашаются с ними, поскольку желают работать в условиях повышенной конфиденциальности.

Зоны оффшоров с завидным постоянством обходят все преграды и не теряют своей привлекательности для предпринимателей, предоставляя реальные шансы для роста и финансового развития ввиду наличия налоговых и иных льгот. Поскольку основная часть предпринимателей стремится, прежде всего, к получению доходов и сокращению расходов, зоны оффшоров будут сохранять востребованность, невзирая на различные препятствия, устанавливаемые государствами-участниками ОЭСР.

Автор: Наталья Яровая

Оформите заявку на бесплатную консультацию прямо сейчас

или просто позвоните нам:
+7 (495) 662-49-51 (Москва)
+7 (812) 490-74-52 (Питер)

Новости и публикации

RSS
Посмотреть все
Ещё больше интересных новостей в нашем Телеграм-канале @ofshors