Изменения в британском законодательстве, произошедшие в 2015 году, затронули положения о малом бизнесе, предприятиях и трудовой занятости населения. Они коснулись проблем повышения прозрачности и доверия к организациям, а также сдерживание противоправной деятельности, в основе которой лежит отмывание доходов и незаконное сокращение налогооблагаемой базы. Кроме того, новации законодательства затрагивают вопросы расширения списка оснований для смены директоров фирм, и вводят нормы, направленные на совершенствование процесса регистрации руководящего состава с точки зрения повышения его прозрачности.
Чтобы можно было подготовиться к вступающим изменениям, руководство страны приняло график реализации мероприятий. В соответствии с ним реализация требований нового законодательства, включая обязанность организаций составлять и вести реестр контролирующих лиц компаний, планируется не ранее 2016 года.
Если рассматривать во временном аспекте, то план-график выглядит следующим образом:
Прежде всего, следует отметить, что под контролирующим лицом (PSQ) понимается субъект, владеющий не менее 25% акций компании и имеющий полномочия по назначению либо снятию с должности членов совета директоров.
В настоящее время одним из дискуссионных вопросов корпоративного права Великобритании является требование указывать в публичном реестре субъектов, оказывающих прямое или косвенное влияние, в том числе контроль, на функционирование фирмы.
Чтобы устранить спорные моменты по данному вопросу, законодатель принял ряд поправок и дополнений в действующее законодательство, которые призваны уточнить используемую терминологию, в том числе "значительное влияние" или "контроль".
После того, как положения закона начнут действовать, компания в Англии обязуется составлять полный реестр контролирующих лиц, а последние, в свою очередь, должны регулярно обновлять личные сведения, в том числе и информацию о месте проживания. Исключение могут составлять лишь случаи, когда PSQ подвергаются угрозам и шантажу ввиду осуществления деятельности, связанной с развитием фирмы, а также когда их жизни и здоровью угрожает опасность.
Такой подход позволит реализовать на практике принцип открытости и гласности. Иными словами, любое лицо сможет без труда проверить данные о контролирующих лицах фирмы.
Помимо этого, организация должна предоставлять информацию о собственных контролирующих лицах в Британскую регистрационную палату, где с ней сможет ознакомиться любой желающий.
Компания в Англии обладает полным правом наложить определенные санкции на контролирующих лиц. Это возможно в случаях, когда последние не выполняют своих прямых обязанностей по раскрытию личных данных.
Основными видами ограничений являются следующие:
1) лишение права голоса;
2) ограничение права на передачу акций.
Такие ограничения могут вводиться руководством фирмы самостоятельно, то есть без обращения в судебные инстанции.
Помимо этого, за несоблюдение новых требований законодательства, акционеры, директор и секретарь могут подвергнуться наказанию уголовно-правового характера.
Вводимый режим распространяется не только на частные и публичные компании, но и на товарищества с ограниченной ответственностью (LLP).
Новации законодательства вводят ограничения, связанные с запретом назначения юридического лица на должность директора фирмы. Если сегодня имеют место подобные случаи, то до октября 2015 года они должны быть устранены и заменены на физических лиц.
Однако до настоящего времени окончательное решение относительно данного вопроса не принято.
Теневыми директорами принято считать субъектов, которые не имеют официальный статус директора фирмы, но фактически могут оказывать непосредственное влияние на принимаемые решения.
В соответствии с новыми поправками к законам, полномочия теневых директоров будут расширены, а их обязанности должны быть приравнены к обязанностям директоров. При этом правительство имеет полное право принимать дополнительные решения в данной сфере, однако до настоящего времени не выработано никаких предложений.
Новым законодательством предусмотрена возможность дисквалифицировать директоров, недобросовестно выполняющих свои функциональные обязанности. При этом существует несколько групп субъектов, которые могут запросить иск против руководителей компании. К ним относятся:
1) ликвидаторы;
2) администраторы;
3) госсекретарь;
4) судебные органы.
Дисквалификация директоров возможна в случае совершения ими мошеннических и иных противоправных действий. При этом госсекретарь вправе призвать недобросовестного директора к ответственности, подав иск против него, в течение 3 лет с момента банкротства компании.
Поправки затронули и процедуру эмиссии ценных бумаг. Так, компании утрачивают возможность выпускать акции на предъявителя. Это делается для того, чтобы раскрыть информацию об акционерах. Владельцам подобных финансовых инструментов дают ровно 9 месяцев, чтобы преобразовать их и записаться в реестр акционеров.
По истечении 9 месяцев акции на предъявителя будут аннулированы. Однако они и в настоящее время не пользуются особой популярностью, поэтому на деятельности большинства компаний это не отразится.
Совершенствование процедуры подачи отчетности заключается в замене ее на Декларацию подтверждения, которая должна будет подаваться совместно с финансово-бухгалтерскими документами.
Принятые изменения освобождают частные фирмы от обязательного хранения реестров должностных лиц. Теперь все полномочия по содержанию документации перекладываются на Регистрационную палату. Данное правило не носит императивный характер и идеально подходит для малого бизнеса, который управляется собственниками, информация о которых меняется достаточно редко.
В рамках антимошеннических мер личные данные директоров защищаются от публичного раскрытия.
При назначении директора не придется подписывать новый договор с Регистрационной палаты. Вместо этого, данный орган уведомит директоров о внесении их в реестр. Если в реестре указаны неверные сведения, директора могут оспорить записи