В области валютно-налогового регулирования на международном уровне действуют понятия "черных", "серых" и "белых" списков юрисдикции, которые могут формироваться как отдельным государством, так и в рамках наднационального объединения. Каждый субъект (будь то отдельная хозяйствующая компания или целая страна) руководствуется в принятии решения по отнесению юрисдикции к конкретному списку собственными критериями. Причем они могут как внести определенную юрисдикцию в свой список, так и при достижении договоренностей исключить ее из него.
На наднациональном уровне списки, куда были включены некоторые оффшорные компании, были составлены двумя финансовыми организациями:
субъект № 1. Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР);
субъект № 2. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
В качестве базовых критериальных показателей отнесения той или иной юрисдикции к списку ОЭСР были избраны следующие:
ОЭСР сгруппировала все юрисдикции на 3 блока:
1) "белый" список: страны, внедрившие и использующие международные налоговые стандарты (Кипр, Великобритания, Джерси, Ирландия, Мэн, Сейшелы, Россия);
2) "серый" список: страны, взявшие на себя обязательство принять разработанные стандарты, но не внедрившие их в свою практику в достаточной степени:
3) "черный" список: страны, отказавшиеся принять стандарты и использовать их в своей практике (Коста-Рика, Уругвай, Филиппины, Лабуан).
При этом ОЭСР не обладает реальными рычагами принуждения принять международные налоговые стандарты, поэтому страны могут реализовывать их на своей территории исключительно на добровольной основе.
ФАТФ в качестве базового критерия отнесения к тому или иному списку юрисдикций приняла отмывание денежных средств.
"Черный" список был впервые опубликован данной организацией в начале 2000-х годов и состоял из государств, которые не стали следовать рекомендациям ФАТФ об основных мерах, направленных на противодействие отмыванию доходов и обеспечению финансовыми средствами террористической деятельности. В первоначальном виде он состоял из 23 государств, включая Российскую Федерацию.
Государствам-членам ФАТФ было рекомендовано обращать пристальное внимание на организацию сотрудничества с юрисдикциями, включенными в этот перечень, что для последних повлекло определенные последствия. Так, были значительно ужесточены требования, предъявляемые к проведению операций с организациями и финансовыми институтами, включенными в состав "черного" списка.
С течением времени состав "черного" списка регулярно пересматривался и корректировался: из него постепенно исключались страны, начинающие реализовывать мероприятия, направленные на противодействие узаконивания преступных доходов. Так, в 2006 году из него была исключен последний участник. Можно было бы прекратить деятельность ФАТФ в виду ее невостребованности. Однако уже в 2007 году ФАТФ приступила к детальному анализу соответствия законодательства различных государств собственным рекомендациям, по результатам которого публикуются ежегодные аналитические отчеты.
Ключевыми целевыми ориентирами создания собственных национальных списков юрисдикций является противодействие отмыванию доходов, полученных в результате занятия незаконной деятельностью, а также стремление граждан уйти от налогообложения. Изучить списки целесообразно на примере стран СНГ.
Отечественными органами, занимающимися формированием списка юрисдикций, являются Центральный банк России и Министерство финансов РФ.
Нормативно-правовым актом, содержащим перечень оффшорных зон и государств, предоставляющих льготный режим, является Приказ Минфина РФ № 108 от 13.11.2007г. Его действие распространяется только для случаев, когда налоговая ставка приравнивается к 0% при выплате дивидендов национальным компаниям их иностранными "дочками". То есть, если дочерняя фирма-оффшор находится в юрисдикции, входящей в состав перечня, сформированного Минфином РФ, при выплате ею дивидендов в пользу отечественной холдинговой структуры, ставка, равная 0%, применяться не может. Это означает, что отечественная фирма обязана уплатить налог, рассчитываемый по стандартной схеме.
Центральный банк ведет собственный список, состоящий из 3 групп:
1) наиболее респектабельные юрисдикции;
2) все остальные субъекты;
3) наименее респектабельные юрисдикции.
Базовым критериальным показателем отнесения юрисдикции к конкретному блоку является предоставление налоговых послаблений.
При этом Центральным банком были разработаны правила:
1) регламентирующие корреспондентские отношения с кредитными организациями, находящимися в государствах, вошедших в его списки;
2) формирования резервов.
Выбор приоритетных направлений действия указанных документов варьируется в зависимости от того, к какому блоку относится субъект, проводящий финансовые операции в национальных банках.
Список юрисдикций формируется Кабинетом Министров Украины. Его состав отражается в подзаконных актах. Так, в Распоряжении "О перечне оффшорных зон" указано, что к "черному" списку относится 36 государств, для которых существуют некие ограничения. Они связаны с отнесением в расходную часть выплат, осуществленных в их адрес, основное из которых - сокращение валовых расходов на 15%, отнесенных на оффшорного контрагента.
"Черный" список Беларуси формируется главным лицом страны и отражается в специально подготовленном указе. В нем содержатся нормативные положения, в соответствии с которыми каждый перевод средств от резидента Беларуси, адресованный оффшорной компании, включенной в список, облагается платой, равной 15% от общей суммы перевода.
В Казахстане формированием подобного перечня занимается специальное Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Этим органом установлены специальные правила для исчисления доходов резидентов, подлежащих уплате, владеющих более 10% активов оффшоров.
Таким образом, практически в каждом государстве составляются собственные "черные", "серые" и "белые" списки юрисдикций, в которые включаются субъекты, финансово-правовые взаимоотношения с которыми подвергаются тщательному контролю и подчиняются несколько иному режиму налогообложения. При этом критерии для включения либо исключения из этого перечня участников каждая страна выбирает самостоятельно.