Портовая инфраструктура в регионах Вьетнама существенно различается. При этом ее быстрое расширение играет ключевую роль в удовлетворении растущего спроса международной торговли, во многом благодаря стратегическому положению сиираны в глобальной цепочке поставок. Во Вьетнаме 3200 км береговой линии и 320 портов. В первой половине 2024 года контейнерные перевозки во Вьетнаме продемонстрировали экспоненциальный рост.
Вьетнамское правительство сделало значительные инвестиции в технологии и инфраструктуру, руководствуясь амбициозными целями по увеличению пропускной способности портов до 400 млн тонн к 2030 году. Однако инвесторам крайне важно понимать региональные различия в портовой инфраструктуре.
Согласно отчету британской компании Lloyd Maritime Company за 2022 год, три морских порта Вьетнама входят в число 50 крупнейших в мире по грузообороту. Это порт Сайгон (22-е место), порт Хайфон (28-е место) и порт Кай Меп (32-е место).
Северный Вьетнам
Северо-Ключевая экономическая зона (NKEZ) включает в себя многие из наиболее динамичных производственных центров Вьетнама и охватывает провинции Ханой, Бакнинь, Хынгйен, Виньфук, Хайзыонг, Хайфон и Куангнинь. Обладая разнообразными отраслями промышленности, включая производство, электронику и логистику, NKEZ играет ключевую роль в экономическом ландшафте Северного Вьетнама. Хайфон и Вунганг — основные порты международных контейнерных перевозок в Северном Вьетнаме. Международный контейнерный терминал Хайфон (HICT) открыл глубоководный порт в Хайфоне в мае 2018 года. HICT может принимать контейнеровозы вместимостью до 14 000 TEU, что облегчает прямую доставку на ключевые рынки, такие как США и ЕС. Это не только повышает эффективность логистики, но и снижает необходимость маршрутизации поставок продукции через другие региональные морские узлы — Гонконг и Сингапур.
Выгодное расположение HICT делает его ключевым связующим звеном для внутренних водных путей и прибрежных дорог с провинцией Куангнинь и центральными провинциями Северного Вьетнама. Связь с ключевыми экономическими регионами через мост Тан Ву Лак Хуен и скоростную автомагистраль Хайфон — Ханой, близость к Китаю делают его привлекательным для компаний, рассматривающих Северный Вьетнам в качестве базы «Китай+1». Хайфон играет важную роль в социально-экономическом развитии Вьетнама, особенно в северном регионе. Он служит важным портовым городом, промышленным центром и крупнейшим морским портом Северного Вьетнама. Дополнительный импульс развитию региона дает комплексная модернизация инфраструктуры, различные налоговые льготы и господдержка.
В 2024 году в рамках торговой миссии Нидерландов во Вьетнаме APM Terminals и Hateco Haiphong International Container Terminal (HHIT), дочерняя компания Hateco Group, подписали меморандум о взаимопонимании (MOU) для углубления сотрудничества в области развития терминала в Хайфоне.
APM Terminals объявила о стратегическом партнерстве с Hateco Group в 2023 году по проекту строительства двух новых глубоководных причалов в порту Лак-Хуйен в городе Хайфон. Ожидается, что этот проект начнет работу в первом квартале 2025 года. Цель этого проекта – привлечь в Хайфон услуги мегасудов и значительно снизить затраты на импорт и экспорт для Северного Вьетнама.
Центральный Вьетнам
Основными портами Центрального Вьетнама являются Куинён и Дананг, причем последний является глубоководным портом. В регионе также расположены девять мелких портов. Порт Дананг, расположенный в заливе Дананг и занимающий площадь 100 км², имеет удобную транспортную сеть и служит воротами в цепочке логистических услуг Центрального Вьетнама. Он обозначен как конечная точка экономического коридора Восток-Запад, соединяющего Мьянму, Таиланд, Лаос и Вьетнам, и является главным входом в Восточное море для всего региона.
Последние данные отражают профиль порта Дананг как важного морского узла в регионе: его воды пересекают более 1700 судов и обрабатывают в общей сложности 12 миллионов тонн грузов. Кроме того, порт обслуживает около 679 999 TEU, что демонстрирует его возможности по перевалке контейнеров.
Порт Куинён — второй крупный портом региона. Он расположен в провинции Биньдинь и обеспечивает легкий доступ к соседним странам, таким как Лаос и Камбоджа. Порт также отличается 10 морскими маршрутами, соединяющими международные порты Сингапура, Таиланда и Японии. В 2023 году порт Куинён обработал 9 579 310 тонн грузов.
Южный Вьетнам
Порт Сайгон, сеть портов в Хошимине — коммерческом центре Вьетнама — один из шести основных морских портов в стране и единственный, способный принимать суда Панамакс. Порт Сайгон выделяется высокой производительностью и пропускной способностью около 10 миллионов тонн в год и играет центральную роль в экономическом ландшафте региона.
Порт Кай Меп-Тхи Виа (Кай Меп), расположенный примерно в 80 км к югу от Хошимина, представляет собой глубоководный порт, обслуживающий преимущественно крупные производственные центры в Южном Вьетнаме. Также Кай Меп — предпочтительный вариант для доставки грузов на рынки США и ЕС. Однако сейчас Кай Меп работает лишь примерно на 30 % своей мощности из-за конкуренции со стороны других региональных портов, таких как Кат Лай. Хотя Кат Лай и не является глубоководным портом, его часто считают альтернативным морским портом для маршрутов в Азию из-за его стратегического расположения рядом с крупными промышленными центрами, хотя и с более высокими затратами на перевалку. CMIT входит в число избранных терминалов в Юго-Восточной Азии, способных принимать крупнейшие в мире контейнеровозы.
Таким образом, даже если бизнес напрямую не связан с морскими перевозками, при выборе региона для регистрации компании во Вьетнаме и ведения экономической деятельности, а также инвестиций, важно понимать специфику и особенности окружающей портовой инфраструктуры.