Центральный Банк Республики Кипр выпустил еще один циркуляр, касающийся шелл-компаний, так называемых «фирм-однодневок». Документ призван внести коррективы в работу ответственных за борьбу с отмыванием капитала лиц, и распространяется на весь перечень кредитных организаций, учреждений электронных денег и всевозможных платежных систем.
Напомним, что подобный циркуляр уже выпускался в середине года. Тогда ЦБ Кипра поместил в него официальное определение "однодневок" и перечислил их основные признаки. На финансовые организации было наложено обязательство выявить присутствие у себя в клиентских портфелях таковых и принять соответствующие решения о продолжении либо прекращении их обслуживания.
Вновь выпущенный циркуляр дает дополнения к отличительным особенностям для идентификации шелл-компаний, а также вводит скорректированную редакцию самого понятия. Предлагаем с ним ознакомиться.
1. Под «шелл-компанией» понимается юрлицо любой организационно-правовой формы, субъект хозяйственной деятельности, имеющее следующие отличия:
1) Компания в стране нахождения располагает лишь почтовым адресом, но фактически по нему не присутствует и не имеет операций. «Присутствие» подразумевает, что есть свое или взятое в аренду помещение, предназначенное для осуществления деятельности. Если же в стране инкорпорации нет какого-либо руководящего органа, это вероятно указывает на недостаток "присутствия", который не может быть восполнен существованием сотрудников, оказывающих только лишь номинальные услуги.
2) Компания не ведет организованной хозяйственной деятельности в стране нахождения, а ее экономическая стоимость ничтожна или же равна нулю, при невозможности документально опровергнуть эти факты. В то же время, обозначается ряд обстоятельств, подтверждающих наличие экономической деятельности:
а) компания создавалась для владения акциями, долями и прочими долевыми инструментами другого хозяйствующего субъекта, который в свою очередь ведет деятельность в рамках закона и имеет конкретных бенефициарных собственников;
б) организация была учреждена с тем, чтобы владеть нематериальными и прочими активами (недвижимостью, воздушными и морскими судами, различными финансовыми инструментами, и т.д);
в) компания используется для содействия торговле валютами, с целью слияния корпораций, передачи активов, а кроме того для управления активами и продажи акций;
г) компания, является казначейской для группы компаний, или управляет их деятельностью;
д) другие случаи, в которых будет доказана законность предпринимательской деятельности организации, имеющей при этом идентифицируемых бенефициарных собственников.
2. В случае если компания соответствует вышеупомянутому определению и
– зарегистрирована в юрисдикции, не требующей обязательной сдачи финансовой отчетности в госорганы, или она подлежит независимому аудиту, и не пользуется в добровольном порядке лицензируемыми услугами независимых квалифицированных бухгалтеров и/или
– принадлежит юрисдикции, входящей в список ЕС, как не предоставляющая сотрудничества в сфере налогообложения, или совсем не является налоговым резидентом какой-либо юрисдикции, иметь деловые отношения с подобной организацией запрещается.
3. В прочих случаях финансовые учреждения самостоятельно решают продолжать (начинать) или же прекратить (не начинать) деловые отношения с компаниями, удовлетворяющими условиям пункта 1. Данное решение принимается с использованием риск-ориентированного подхода. Оно должно быть обоснованным и оформленным согласно законодательству.
4. Лица, призванные вести борьбу с легализацией незаконно добытых денег, согласно документу, обязаны незамедлительно внести коррективы в локальные акты финансовых учреждений, содержащие положения об их клиентской политике. Проверка клиентов, включающая выяснение конечных бенефициаров, законность их деятельности и каналов поступления денежных средств, по-прежнему входит в обязательства финансовых учреждений в рамках действующего законодательства.