«В последние несколько месяцев наблюдается активное перенаправление капиталов в новые юрисдикции, где можно спрятать деньги, — отмечает Том Мейн, эксперт по изучению коррупции лондонского аналитического центра Chatham House. — Гонконг — отличное место для этих целей».
Хотя бывшая британская колония — пионер офшорного финансирования — не единственное место, где находят пристанище богатые россияне, у нее есть конкурентное преимущество перед ОАЭ и офшорами Карибского бассейна.
«Олигархи исторически любили Лондон из-за того, что там есть не только качественные финансовые услуги, но и роскошная недвижимость и частные школы для их детей», — говорит Мейн в интервью изданию The Globe and Mail. В Гонконге всего этого тоже предостаточно.
Город-государство долго был привлекательным для китайских олигархов, и хотя в последние годы ситуация несколько изменилась из-за репрессивных мер Си Цзиньпина по борьбе с коррупцией и растущего контроля Пекина, для тех, кто меньше боится китайского правительства, он может быть идеальным убежищем. Влияние Китая на город-государство даже плюс для тех, кто хочет защитить свои активы. Китайское и гонконгское правительства — сами мишени для западной критики и санкций. Они не склонны помогать преследующим россиян иностранным странам, точно так же, как закрывали глаза на действующие здесь северокорейские организации, находящиеся под санкциями. Представители местного правительства заявляют, что применяют санкции Совбеза ООН в рамках своих международных обязательств. Однако санкции других юрисдикций выходят за пределы международно-правовых обязанностей правительства, добавляют они же.
Дэвид Ашер, бывший сотрудник Госдепартамента США и эксперт по санкциям, обращает внимание на то, что есть еще одна причина, по которой Гонконг стал явной альтернативой Лондону для олигархов. Это Автоматизированная система переводов расчетной палаты (CHATS). Основанная в 2000 году, частично государственная система CHATS обрабатывает миллиарды $, но транзакции не обязательно затрагивают американскую банковскую систему. Так, во время экстрадиции в Ванкувере Мэн Ваньчжоу, исполнительного директора Huawei, которого обвиняли в обходе американских санкций против Ирана, два эксперта утверждали, что если бы транзакции обрабатывались через CHATS, всего дела вообще можно было бы избежать.
Если нужна гонконгская компания для совершения различных транзакций или покупки элитной недвижимости, то оформить ее просто. Открытие компании в Гонконге стоит недорого, требуется лишь директор и секретарь компании. При этом только секретарь должен находиться в городе. Тысячи фирм предлагают секретарские услуги, а также могут предоставить адрес в Гонконге для новой компании. Некоторые офисы зарегистрированы на сотни различных предприятий, что Казначейство США считает «красным флажком для деятельности подставных корпораций».
Хотя это не обязательно свидетельствует о преступности, «мы знаем, что большинство подставных компаний не участвуют в какой-либо коммерческой деятельности, они просто используются для перемещения денег», — продолжает Мейн.
Наличие компании, базирующейся в Гонконге, может быть выгодным. Его положение в качестве глобального финансового центра может придать определенную видимость респектабельности. Что не скажешь об офшорах вроде Британских Виргинских островов. На сайте Hong Kong Easy Secretarial Ltd. отмечается, что клиенты «используют международный имидж и статус Гонконга для повышения собственной конкурентоспособности».
После публикации в 2016 году «Панамских архивов», разоблачающих Гонконг как глобальный центр для подставных компаний, город принял ряд законов против отмывания денег и законов о раскрытии корпоративной информации. В том числе начали вести Реестр лиц с существенным контролем (Significant Controllers Register). Список включает бенефициарных владельцев и должен быть «открыт для проверки сотрудниками правоохранительных органов по требованию», но не для общественности.
Секретарь компании, проработавший в отрасли восемь лет и представлявший сотни компаний, охарактеризовал реестр как «деятельность правительства для галочки». Издание The Globe and Mail не называет имени человека, который работает с реестром непосредственно, в целях конфиденциальности, но приводит его слова: «Нам это выгодно, т. к. мы берем комиссию, но с точки зрения регулирования это все бесполезно», — сказал он, отметив, что даже банки не могут запросить просмотр реестра, а его точность во многом зависит от честности лица, поддерживающего этот список.
Хотя в последние годы открыть банковский счет в Гонконге стало значительно сложнее из-за внутренних проверок финансовых учреждений, люди по-прежнему могут создать компанию или купить недвижимость без особого надзора со стороны правительства. В соответствии с законодательством Гонконга требуется сообщать о любых подозрениях в том, что имущество, участвующее в сделке, представляет собой доходы, полученные в результате преступной деятельности. В 2021 году менее 90 человек были осуждены за отмывание денег. Но чаще всего полиция национальной безопасности возбуждает такие дела против определенной категории лиц — критиков правительства.