– Международные правовые услуги
Более 10000 довольных клиентов с 2003 года
– Прямой регистратор
Москва
Санкт-Петербург

Украина намерена контролировать сделки с оффшорами

Министерство социальной политики Украины продолжает работу по урегулированию взаимодействия оффшорных компаний с украинскими предпринимателями. Министерство разработало уже второй законопроект в этой области. Первый называется «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» и предполагает установление обязательного 12%-ного сбора за сделки с оффшорами, а полученный доход планируется направить на пополнение пенсионного фонда Украины. Второй законопроект вносит изменения в Налоговый кодекс Украины и направлен на регулирование трансфертного ценообразования в отношениях украинских предпринимателей и компаний, зарегистрированных в оффшорах. Правительство Украины также намерено расширить официальный украинский список оффшорных зон и увеличить их количество до 68. Эксперты на Украине спорят о невключении в этот список Кипра. С одной стороны, именно через Кипр из страны утекает большая часть капитала и невключение Кипра в перечень оффшорных зон лишает пенсионный фонд львиной доли ожидаемых поступлений. А с другой стороны, Украина не может назвать Кипр оффшорной зоной по очень важным политическим причинам: Украина надеется на ассоциированное членство в ЕС, идут переговоры, и позиция Кипра как полноправного члена ЕС на этих переговорах будет иметь весьма существенное значение. Также немаловажным фактором является то, что примерно четверть всех инвестиций поступает в Украину именно с Кипра.
Комментируя инициативы министерства, советник вице-премьера Светлана Воробей заявила, что самый важный вопрос в регулировании отношений украинских и оффшорных компаний состоит в механизме ценообразования: какие цены используются при налогообложении таких сделок. «Во всем мире эти проблемы решаются путем установления государственного контроля над трансфертным ценообразованием», - сказала С. Воробей.
Новый законопроект предполагает установление государственного контроля над ценообразованием в некоторых видах сделок, в том числе во внешнеэкономических сделках.
 «Если украинское предприятие продает товар в офшор - это не преступление. С офшорами работают во всем мире. Вопрос в другом: справедлива ли цена (рыночная) на такую продукцию и с какой целью происходит такая продажа. Чаще всего компании торгуют с подконтрольными им лицами, то есть сами с собой. В такой схеме есть посредник, как правило, связанный с продавцом. Последний реализует товар своей же офшорной компании по заниженной цене, например, за 3 копейки. Затем эта офшорная компания продает продукцию реальному потребителю товара, но уже по рыночной (справедливой) цене, например, за 1,03 гривны. Поэтому реальная прибыль остается в офшорной стране, где предпринимателем налоги не платятся или платятся по ставкам, которые значительно ниже, чем в Украине, а в украинскую казну платятся налоги с 3 копеек», - объясняет С.Воробей.
По мнению правительства, новый законопроект позволит  получить в бюджет дополнительно около 3 миллиардов гривен в год. Однако эксперты полагают, что правительство борется только со следствием, забывая о причине явления ухода бизнеса в оффшоры, а именно о неблагоприятных условиях для бизнеса внутри страны, излишне сложном налоговом режиме, а также бюрократических препонах на пути предпринимателей.
Пока оба законопроекта находятся в стадии обсуждения, но правительство Украины надеется, что через год они превратятся в законы и вступят в силу.