В Госдуму внесен законопроект о предоставлении налоговой службе права штрафовать граждан России и российские компании за несообщение о наличии вкладов в иностранных банках. Это очередная попытка поставить барьер на пути оттока капитала из страны. Однако вывод капитала осуществляется в основном не через вклады физических лиц, а через банковские счета оффшорных компаний, с использованием преимущественно счетов в прибалтийских банках, а также счетов в кипрских банках. Включение же ФНС в систему органов, препятствующих выводу капитала, а это сейчас Центробанк и Росфинмониторинг, скорее создаст дополнительные бюрократические барьеры. И наконец, так или иначе встанет вопрос о банковской тайне. Совершенно непонятно, на каких основаниях ФНС собирается получить доступ к информации иностранных банков. Подобного механизма не создано, а сами состоятельные граждане вряд ли испугаются символического штрафа в несколько тысяч рублей при их миллионных вкладах в иностранных банках и вряд ли добровольно будут сообщать о них в налоговую. Каким образом такой законопроект сможет повлиять на отток капитала, непонятно.
Сам законопроект «сырой», не имеет ясных целей и четкого механизма работы. Вопросов много уже сейчас, а в процессе его действия их появится намного больше. Во-первых, законодателя интересует сам факт наличия банковского счета в иностранном банке, и непонятно, появится ли обязанность сообщать о движении по счету. Вызывает сомнения реальность установленных сроков для сообщения о вкладе. Смущает обязанность вкладчика сообщать в эти минимальные сроки также и об изменениях реквизитов банка (и каких именно реквизитов тоже неясно). Вряд ли физические лица будут регулярно заходить на сайты банков и отслеживать изменения, а значит, нарушений будет много, но никакого отношения к цели – противодействию выводу капитала – ни иметь не будут.
В настоящее время в российском законодательстве нет нормы, в соответствии с которой ФНС могла бы предъявлять штрафные санкции физическим или юридическим лицам за сокрытие информации о наличие депозитов в зарубежных банках. Сейчас граждане имеют право открыть банковский счет за границей и обязаны лишь уведомить налоговую службу о наличии счета в иностранном банке. Закон не требует сообщать об остатках по счету.
Российскому законодателю, по идее, нужно идти по другому пути – по пути налаживания эффективного взаимодействия налоговой службы с зарубежными банками. Пример - в США с 2013 года вступает в силу Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA), по которому кредитные организации-участники FATCA, независимо от страны своей регистрации, должны предоставлять информацию налоговым органам США обо всех доходах (или операциях, которые могут быть трактованы как доходы) американских компаний и граждан-резидентов США. Этот закон как раз направлен на взаимодействие иностранных банков с налоговыми органами США. В России же правительство пытается добиться взаимодействия резидентов и ФНС, что не гарантирует достоверности поданных сведений. Проверить информацию невозможно.