Министерство финансов США сообщило о принятом совместно со Швейцарией и Японией заявлении о намерении начать сотрудничество трех стран в сфере содействия исполнению Закона США о соблюдении условий налогообложения зарубежных счетов (FATCA) и улучшению международного соблюдения условий налогообложения согласно заключенным двусторонним налоговым соглашениям. Следующим шагом на пути внедрения FATCA американское правительство считает совместное с Францией, Германией, Италией, Испанией и Великобританией заявление о возможной схеме сотрудничества между правительствами в сфере обмена информацией.
FATCA был принят Конгрессом США еще в марте 2010 года. Его основной целью является обеспечение получения налоговыми органами США информации о финансовых счетах американцев и американских компаний или иностранных компаний, в которых американским налогоплательщикам принадлежит существенная доля участия, в иностранных финансовых учреждениях. Если зарубежные финансовые учреждения не предоставят требуемую информацию, то полученные в США доходы будут облагаться налогом у источника по ставке 30% .
Хотя зарубежные финансовые учреждения смогут зарегистрироваться в специальной электронной системе уже с 1 января 2013 года, а учреждения, у которых есть американские клиенты, должны будут предоставить основные сведения об их банковских счетах за 2013 и 2014 годы до 1 января 2015 года, пока ожидается, что сведения о доходах таких клиентов за календарный 2015 год не придется предоставлять до 1 января2016 года.
Различные иностранные банки, инвестиционные фонды и страховые компании очень обеспокоены этим законом, особенно много вопросов вызывает существенное увеличение их затрат на соблюдение его условий и штрафов за неисполнение.
В феврале 2012 года министерство финансов и Федеральная налоговая служба опубликовали новейшую версию правил по FATCA и сообщили о достижении межправительственного соглашения о разработке схемы исполнения FATCA с Францией, Германией, Италией, Испанией и Великобританией. Такая предварительная договоренность позволяет надеяться на устранение имеющихся в национальных законодательствах юридических препятствий, не позволяющих иностранным финансовым учреждениям соблюдать правила нового американского закона.
В указанном заявлении предложена модель обмена информацией (Модель 1), основанная на существующих двусторонних налоговых соглашениях, которая позволяет зарубежным финансовым учреждениям сообщать необходимую информацию своим правительствам, а не Федеральной налоговой службе США. Ожидается, что Модель 1 создаст прецедент для сотрудничества США с другими странами в сфере применения FATCA.
Однако соглашения со Швейцарией и Японией также предусматривают и вторую модель сотрудничества, согласно которой финансовые учреждения Швейцарии и Японии будут предоставлять сведения напрямую в рамках FATCA, наряду с обменом информацией между соответствующими правительствами по отдельному запросу.